Правильная подготовка поможет нам избежать состояния ступора в стрессовой ситуации.
Сиан Ли Бейлок, ученая –когнитивист
Эта статья входит в серию лекций TED's «Как стать лучше», каждая из которых содержит полезные советы от спикеров TED сообщества.
«Он провалился».
Это одна из самых унизительных фраз, которую вы можете произнести в чей-либо адрес. Практически любой из нас испытывал состояние нехватки воздуха в определенный момент жизни, случилось ли это во время теста, игры, разговора, или звонка по вопросу купли-продажи.
И, о да, я знаю это чувство. В юности я была заядлой спортсменкой. Я занималась футболом и была вратарем, что представляет из себя одновременно лучшую и худшую позицию на поле. Все внимание болельщиков обращено на тебя, и тем самым оказывает сильное психологическое давление.
Я отчетливо помню одну игру, когда я училась в старшей школе. Я играла за команду штата Калифорнии, которая была частью программы Олимпийского развития. Я играла отлично, пока я вдруг не поняла, что прямо за моей спиной стоит тренер национальной сборной. С этого момента все изменилось. В считанные секунды я скатилась с игры на вершине моих возможностей до очень слабой игры. Мое дыхание сперло под давлением, которое я испытывала от мысли об оценивающем взгляде того тренера. Моя команда проиграла, и тренер национальной сборной ушел.
Мой опыт на игровом поле и другие важные аспекты жизни подтолкнули меня к изучению когнитивной науки. Я захотел узнать, как бы мы могли использовать наши знания о разуме и мозге, чтобы разработать психологический инструментарий, способный помочь нам проявить себя наилучшим образом.
Я также хотела выяснить, почему иногда, оказываясь под давлением, мы не в силах показать все, на что способны. Это, должно быть, для вас не секрет, что в стрессовой ситуации мы беспокоимся о самой ситуации, последствиях и о том, что о нас подумают другие люди.
Но что может вас удивить, так это то, что со всеми это происходит по-разному, потому что у каждого свои переживания, на которых мы сильно концентрируемся. Когда мы стремимся показать себя в самом лучшем свете, мы стараемся взять под контроль каждое свое движение. Однако лучше было бы пустить все на автопилот и отдать во власть подсознанию. Как результат – мы все портим.
Со своей исследовательской группой я изучил феномен чрезмерного внимания, который мы назвали параличом от анализа. В одном из исследований мы попросили футболистов колледжа сфокусироваться на деталях, на которые в другой ситуации они бы не обратили внимание, а именно на том, как они будут вести мяч. В частности, мы попросили их обращать внимание на то, какой стороной стопы они каждый раз будут соприкасаться с мячом. Мы обнаружили, что, как только мы сконцентрировали внимание спортсменов на деталях действий, их игра стала медленнее и в ней было больше ошибок. Большая часть процесса паралича от анализа происходит в префронтальной коре головного мозга, в его передней части, которая располагается над нашими глазами. Она, может как помогать нам концентрироваться на позитивных мыслях, так и способствовать зацикливанию на неприятных моментах.
В баскетболе термин «бессознательный» используется, чтобы описать атакующего, который не может промазать. Суперзвезда NBA Тим Дункан сказал: «В тот момент, когда ты остановился подумать, ты проиграл». Великий хореограф Джордж Баланчин часто призывал своих танцоров: «Не думай, делай.» Под чужим давлением мы часто пытаемся контролировать то, что делаем. Это приводит к тому, что мы показываем результаты хуже, чем могли бы.
Итак, как же заставить свой мозг «отвиснуть»?
Мы можем сделать что-то очень простое, как, например, спеть песню или обратить внимание на чей-то мизинец на ноге, как, по слухам, делал профессиональный игрок в гольф Джек Никлаус. Или мы можем выбрать какое-нибудь другое простое действие, которое отвлечет наше внимание от того, что мы пытаемся сделать.
Другая стратегия предполагает стирание границы между тренировкой и выступлением, в результате чего мы привыкаем к ощущению, что все внимание обращено к нам. Это означает, что практиковаться нужно в условиях, приближенных к тем, в каких окажешься в реальной ситуации. Готовимся ли мы к экзамену или разговору, мы можем поставить себя в условия, симулирующие будущую стрессовую ситуацию.
Если вам предстоит пройти тест, периодически закрывайте книгу, пока изучаете, и тренируетесь давать ответы по памяти за ограниченное время. Если вам предстоит выступать с речью перед аудиторией, пару раз прорепетируйте свою речь перед другими людьми. И, если вы не можете найти того, кто вас послушает, репетируйте перед камерой или зеркалом. Наша способность привыкать к возможным будущим ощущениям может повлиять на то, будем ли мы «задыхаться» в реальной ситуации или «дышать полной грудью».
Мы также можем предпринять действия, чтобы избавиться от тех навязчивых сомнений в себе, которые проявляются в напряженных ситуациях и приводят к «параличу от анализа». Исследователи обнаружили, что простое запись наших мыслей и волнений перед стрессовым событием может помочь выгрузить их из нашего сознания. Ведение дневника или записывание своих мыслей на бумаге или на телефоне может снизить вероятность того, что они неожиданно всплывут и дезориентируют вас в ответственный момент.
Промотаем вперед от моей игры в футбол в школе до первого курса в колледже. Я училась на факультете химии, но была там явно не к месту. Несмотря на то, что я готовилась к своему первому экзамену, я его провалила. Я единственный из 400 учащихся получил самую низкую оценку. Не то, чтобы я была убеждена, что не должна стать специалистом, но в тот момент я подумывал бросить колледж.
Но потом я изменила подход к обучению. Вместо самостоятельного обучения, я начала учиться с группой друзей. Каждый вечер мы закрывали свои книги и соревновались, кто даст больше правильных ответов на вопросы. Мы научились практиковаться в стрессовых ситуациях, тем самым сокращая разницу между тренировками и соревнованиями.
Когда наступил день выпускного экзамена, мой разум был спокоен, и я получил одну из самых высоких оценок во всем классе. Как оказалось, дело было не только в изучении материала, но и в том, чтобы научиться преодолевать свои границы, когда это было важнее всего.
30 Лучших техник НЛП
10 техник НЛП для решения проблем
10 техник НЛП для любви и отношений
10 техник НЛП для формирования новых привычек
Юрий Чекчурин
Ольга Парханович
Юрий Мошкин
Записали для вас 30 уроков с лучшими техниками НЛП!
Что входит в уроки:
Список всех уроков:
-
НедоступенКак почувствовать себя превосходно просмотреноУрок №1. Юрий Чекчурин
-
НедоступенКак почувствовать себя превосходно просмотреноЮрий Чекчурин
-
Как почувствовать себя лучше в нужный момент просмотреноОльга Парханович
-
НедоступенИзменение негативных чувств просмотреноУрок №2. Ольга Парханович
-
НедоступенКак переформировывать негативные внушения просмотреноЮрий Мошкин
-
Как перестать откладывать на потом просмотреноЮрий Чекчурин
-
НедоступенТехника изменения убеждений просмотреноУрок №3. Юрий Мошкин
-
НедоступенКак пережить праздник просмотреноОльга Парханович
-
Как обрести решимость восстановиться просмотреноЮрий Чекчурин
-
НедоступенПреодоление негативных внушений просмотреноУрок №4. Юрий Мошкин
-
НедоступенКак развить общительность просмотреноЮрий Мошкин
-
Как выдержать диету просмотреноЮрий Мошкин
-
НедоступенФормирование лучших убеждений (изменение личной истории) просмотреноУрок №5. Ольга Парханович
-
НедоступенКак обрести истиную любовь просмотреноЮрий Чекчурин
-
Как ввести физические упражнения в свою жизнь просмотреноЮрий Мошкин
-
НедоступенДостижение порога "С меня достаточно!" просмотреноУрок №6. Юрий Чекчурин
-
НедоступенКак влюбиться еще больше просмотреноОльга Парханович
-
Как регулярно заниматься спортом просмотреноЮрий Чекчурин
-
НедоступенУничтожение тревоги (обращение тревожности вспять) просмотреноУрок №7. Юрий Чекчурин
-
НедоступенКак флиртовать просмотреноЮрий Мошкин
-
Как заниматься спортом, даже если не хочется просмотреноОльга Парханович
-
НедоступенИзменение тяжелых воспоминаний просмотреноУрок №8. Юрий Чекчурин
-
НедоступенКак сделать секс великолепным просмотреноЮрий Мошкин
-
Как повысить свою мотивацию просмотреноЮрий Мошкин
-
НедоступенПрогнать страхи смехом просмотреноУрок №9. Юрий Мошкин
-
НедоступенКак стать более нейтральным просмотреноОльга Парханович
-
Как стать организованным просмотреноОльга Парханович
-
НедоступенКак управлять своим состоянием в нужный момент просмотреноУрок №10 Ольга Парханович
-
НедоступенКак управлять течением времени просмотреноЮрий Чекчурин
-
Как принимать правильные решения просмотреноОльга Парханович
-
Бонус: Как доводить дела до конца просмотреноОльга Парханович
авторизуйтесь